Bladerunner ([info]bladeruner) wrote in [info]tears_of_sun,
Если читаешь подряд две книжки Лукьяненко, остро чувствуешь один момент...


Всю жизнь Лукьяненко пишет один и тот же роман. Замена вселенной Master of Orion на вампирскую Москву, а той на Мир Полдня, а того на альтернативный мир Холодных берегов не меняет результата.

Кто такие герои его книг?
Тут есть три основных типа:

1. Первый - это рефлексирующий мужик лет эдак 30-35. Дайвер Леонид - Антон Городецкий - Пётр Хрумов. Сам по себе он не так уж крут. Ну, шахматный слон. Не пешка, но и не ладья.
Однако он постоянно оказывается втянут в противоборство высших сил, находясь в центре событий. Все пытаются его использовать. Всегда немного неясно, зачем нужен именно он.
Печальный и скромный. Ни капли понтов. Он склонен несколько скрывать свои возможности, руководствуясь правилом "Пускай тебя лучше недооценивают".
Постоянно думает: "Этично ли то, что я делаю?", "Они меня используют. И людей используют." И время от времени говорит высшим силам: "Какие же вы всё-таки сволочи и суки".
На что те отвечают: "Да. Вот такие мы суки. Только ты на себя то посмотри. Ничем не лучше. А мы, когда нам было лет эдак 30-35, тоже вот так рефлексировали". Он понимает, что это правда и начинает переживать с новой силой.
В финале его переживания достигают пика, он достигает своей цели, понимает что всё ещё хуже, чем казалось и наступает полное опустошение.
Эдакий Румата Эсторский.

2. Это тоже мужик лет эдак 30-35. Внутри он немного похож на первого персонажа.
Чаще этот герой не является самостоятельным. Он вспомогательный для третьего.
Вор Ильмар - Кей Дач - Драго(Ат. сон) - Мартин (Спектр)
Это Профи. Лучший в своём деле. Он не промахивается и не ошибается. Однако судьба в лице СЛ почему-то всё время ставит перед ним проблемы, которые не решить с помощью Довода-17. Это проблемы этические, связанные с третьим действующим лицом.
Эдакий Рэд Шухарт.

3. Мальчик в начале периода полового созревания. Где-то 12 лет. Мальчик, которому пришлось быстро повзрослеть.
Это главный и ключевой персонаж. На него всё завязано, его вынуждают играть во взрослые игры. А он хотел бы ещё побыть ребёнком. ;)
Потенциальная энергия пацана очень велика, но она пока не реализована. Он может действовать самостоятельно, но чаще его ведёт персонаж номер два. Тот сначала хочет его использовать, но потом проникается идеей и просто по отцовски к мальчику привязывается.
Эдакий Крапивинский типаж.

А сюжет романов?
Я конечно упрощаю, но это видоизменённый "Пикник на обочине". Главный артефакт в финале. К нему приходят, растеряв всех друзей, полностью разочаровавшись в жизни и изведя себя в конец безостановочным самокопанием. Ну и конечно говорят "Всем счастья. Даром. И пусть никто не уйдёт обиженным".

  • Post a new comment

    Error

  • 25 comments

[info]ex_barondar

December 30 2003, 00:45:25 UTC 8 years ago

пять баллов:) Очень точно подмечено. Вообще господин Лукьяненко отличается этаким "японским подходом" к делу. Берется что-либо существующее и, по собственному разумению, доводится до необходимой ширпотребовской кондиции.

[info]bladeruner

December 30 2003, 11:47:51 UTC 8 years ago

Не могу сказать, что я не люблю Лукьяненко. У меня есть все его книги.
Это исследование, увеличивающее интерес. ;)

[info]gringrin

December 30 2003, 00:46:16 UTC 8 years ago

Нуууу
Эта. Любой писатель пишет всю жизнь одну и туже книгу :) ТОлько не увсех это заметно :) И с возрастом самого писателя иногда меняется и точка зрения на ту книгу которую он пишет...

Имхо.

[info]bladeruner

December 30 2003, 11:51:12 UTC 8 years ago

В общем согласен.
А насчёт возраста. Сравни "Линию Грёз"-1995 и "Спектр"-2002.
Найди 10 отличий.

[info]gringrin

December 31 2003, 00:01:52 UTC 8 years ago

Дык :)
В Линии (моей любимой книги у С.Л.) чел ищет бога. В Спектре гпг становиться богом ( находит его) и отказывается от силы. Мне бы было бы интересно что сделал бы Дач на месте Мартина....
Ну и отличий других полно.. о разном книги :) Но автор то один :) схожие мысли неизбежны....

[info]kleo

January 3 2004, 08:51:45 UTC 8 years ago

Не совсем так... Интереснее сравнивать "Лабиринт отражений" (1995-1996) и "Спектр" (2001-2002). Сходства и различия см.
[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] отражений",>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Не совсем так... Интереснее сравнивать <b>"Лабиринт отражений"</b> (1995-1996) и <b>"Спектр"</b> (2001-2002). Сходства и различия см. <a href="http://www.rusf.ru/lukian/konkurs/2002rec/a_maximova_01.htm" title=""Спектр" vs. "Лабиринт отражений", рецензия на "Rusf.Ru", октябрь 2002" target="_blank">здесь</a> :-)

[info]bladeruner

January 3 2004, 12:52:18 UTC 8 years ago

Настя. А ты читала "Линию Грёз"?

[info]shraybikos

January 6 2004, 01:58:23 UTC 8 years ago

Точно!

Первый был написан для души, а второй для бабла.

[info]marishia

December 30 2003, 00:58:08 UTC 8 years ago

По-моему, _слишком_ упрощенно.

[info]bladeruner

December 30 2003, 11:53:32 UTC 8 years ago

Разумеется. Я упрощаю и утрирую. Но по сути всё так.

[info]e_levy

December 30 2003, 01:38:44 UTC 8 years ago

Просто он сам такой. Не Стругацкий, но и не какой-нибудь низкопробный автор.

[info]bladeruner

December 30 2003, 12:06:11 UTC 8 years ago

Сергей очень хороший писатель.
Я его знаю неплохо. Был бы он плохим писателем, мы бы не спорили тут жарко. ;)

[info]_alien_

December 30 2003, 02:17:03 UTC 8 years ago

хмм, по вашему получается, что если о любви один раз писали, то больше и не стОит писать о ней? даже одни и те же события можно по разному показывать и написать 10 разных книжек.
да, про "сильно упрощаю" - это еще слабо сказано =)

[info]bladeruner

December 30 2003, 12:16:15 UTC 8 years ago

Подождите.
Одно дело если вы пишете о любви. Любовь бывает разная. ;)
Но Я утверждаю, что две пары: Кей Дач - Артур ван Кертис и Ильмар - Маркус это психологически одно и то же. А также Антон Городецкий - Дайвер Леонид.
Последняя пара - это психопортрет самого СЛ.

[info]_alien_

December 31 2003, 03:11:51 UTC 8 years ago

ну хорошо, любовь бывает разная, так и проблемы, которые могут встать перед человеком, тоже разные! или вы утверждаете, что и проблемы\вопросы тоже одинаковые во всех книгах СЛ?

p.s. с натупающим НГ ;-)

[info]tsvoff

December 30 2003, 02:38:02 UTC 8 years ago

Если читаешь подряд две книжки Алексея Толстого, остро чувствуешь один момент.
Всю жизнь Толстой пишет один и тот же роман. Замена условной Италии "Буратины" реалиями современной автору заграницы или интерьерами марсианских дворцов не меняет результата.
Кто такие герои его книг?
Тут есть три основных типа:

1. Цельная (порою - цельнодеревянная) натура. Герой из народа. Не очень образованный, но к знаниям стремящийся. Человек действия. Он устраивает революцию на Марсе, протыкает носом нарисованный очаг, взрывает заводу тепловым лучом. Таковы Буратино, красноармеец Гусев, инженер Гарин. Проблемы этики чужды им. Вслед за Портосом они могли бы повторить: "Я дерусь потому, что я дерусь!" Но не повторят, ибо это сущие Д'Артаньяны.

2. Второй герой - интеллектуальный противовес первому: профессор Лось, коммунист Шульга, актер Пьеро. Он не всегда выступает на одной стороне с первым, но именно через их взаимоотношения автор излагает свой взгляд на историю. Этот герой, безусловно, Атос.

3. И, наконец, третий персонаж - женщина. Фигура трагическая. Мальвина, Аэлита, (блин, забыл, как спутницу Гарина звали) - ходят рядом со своим счастьем, но как только кажется, что счастье близко - автор выворачивает ситуацию так, что счастье оказывается своей противоположностью. В нашей классификации этот герой - типичная Миледи.

А сюжет романов? Это же видоизмененный Колобок: я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Бла-бла-бла. Вот в таком разрезе.
:))))

[info]marishia

December 30 2003, 03:20:24 UTC 8 years ago

Ужасная история :)

[info]tsvoff

December 30 2003, 03:32:54 UTC 8 years ago

Я даже больше могу сказать. Про Шарля Перро, например. :)))

[info]marishia

December 30 2003, 03:39:41 UTC 8 years ago

Предлагаю ввести новую моду - кто больше придумает постов по предложенной схеме :)

[info]bladeruner

December 30 2003, 12:42:35 UTC 8 years ago

Издеваешься? ;)

Но впечатление у меня было такое.

[info]tsvoff

December 30 2003, 22:10:35 UTC 8 years ago

Конечно издеваюсь :)))

[info]chva

December 30 2003, 04:07:12 UTC 8 years ago

Ну, знает ли. Все-таки, Лукьяненко пишет разнообразно, этого у него не отнимешь. А сказать "Замена того-то на то-то ничего не меняет"... так про любого писателя можно сказать. Но его стиль. Господи, как он меня в последнее время раздражает. Все это (не цитирую, а стилизую под Лукьяненко)
"Мы не знаем, для чего живем. Мы живем, просто потому, что мы есть. Нам не дано понять всей красоты мира. Но мы можем понять ее хотя бы частично. Мы -- люди. Просто люди, со своими проблемами и неприятностями, со своими слабоятми и пороками." И т.д. и т.п. Напыщенно...

Но, "на любой собаке можно наловить блох". Лукьяненко талантливый автор, не гениальный, но талантливый. И, главное, он пишет много, а это тоже показатель таланта, да и писательского мастерства. "Талант -- вопрос количества", помните?

[info]bladeruner

December 30 2003, 12:32:31 UTC 8 years ago

Я сам люблю Лукьяненко. Иначе бы не волновался.
И чего я хочу на самом деле?
Я хочу, чтобы Сергей написал что-то новое. Он обещал. :)
Много лет назад (в 95 г.) мы все ахуели от "Линии Грёз". Всё дальнейшее было её тенью.
Я жду конца 2004 г. Может он меня обрадует. Может нет.

[info]obormot

December 30 2003, 04:53:28 UTC 8 years ago

имхо, эти три типа героев легко объяснимы:

Самому Лукьяненко сейчас, если не ошибаюсь 33-34 года. Поэтому неудивительно, что герои его находятся в этом возрастном пространстве 25-40 лет. Другое дело, что первый герой воплощает в себе проблематику характера самого Лукьяненко (наверное), тогда как второй является тем, кем самому Сергею хотелось бы стать.
Теперь про героя-подростка. Я уверен, что каждый из нас в детстве (а многие и сейчас) мечтают о великих свершениях и фантастических приключениях. Лукьяненко - не исключение, и имея возможность и талант воплотить свои детские фантазии и мечты в книгах - это ли не счастье для писателя?

[info]bladeruner

December 30 2003, 12:47:53 UTC 8 years ago

А вот с этим я согласен.
Ваш пост можно легко дописать к моему. :)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…